Эстетика проторенессанса средневековая философия Китайские пейзажисты Записки о живописи Предисловие к изображению пейзажа Классика китайской живописи школа кано Путешествие по водопадам страны мусульманская архитектура Эпоха романтизма


Интерьер храма. В Парфеноне святилище – крайне просторное. Новшество объясняется тем, что статуя была гигантской (Афина в полном вооружении со статуей Ники на руке), а прямо перед статуей находился бассейн с водой для поддержания влажности и придания статуи большего великолепия посредством отражения в воде.

Немного об искусстве Поднебесной...

Китайские художники-пейзажисты начали воспевать дикую природу на тысячу лет раньше своих западных коллег. Так, эссе «По пейзажной живописи» Куо-Ши, мастера китайского пейзажа 11 века, даже начиналось риторическим вопросом: «Почему благородный человек восхищается пейзажем?» (Борейко, 2001). Однако, они ее осознавали не только эстетически, но и философски. Интересно, что китайские живописцы династий Танг и Шунг пытались изображать не только дикую природу, но и ее святую силу, дух — «ци», путем показа на своих картинах пустого пространства (Грэбер, 1999). Это внушало ощущение недостижимости и таинственности, и обозначало полноту присутствия Дао в картине.

Китайские пейзажисты, наверное, согласились бы с американскими трансценденталистами-философами, что для полного понимания дикой природы необходимо понимание святой силы, присущей в ней, считает Линда Грэбер (Грэбер, 1999). В Китае, Японии, Корее, Лаосе, Вьетнаме благодаря господствующим там религиям — буддизму, синтоизму и даосизму с давних времен почитались горы. Поэтому китайские и японские живописцы дикой природы изображали их часто и с особой любовью. Вообще следует сказать, что дикие, нетронутые человеком горы представляют собой идеальную натуру для произведений искусства. Они принадлежат к материальному миру, но одновременно относятся и к духовной сфере.

КИТАЙСКИЙ ЖАНР «ГОРЫ–ВОДЫ»

К шедеврам стародавних китайских художников дикой природы можно отнести работы таких живописцев как: Чэнь Чжэнкуй — «Странствия во сне среди гор и вод» (1652), «Горы и воды без конца»; Тан Инь — «Дорога в зимних горах» (16 в.); Вэнь Чжэнмин — «Глубокие ущелья, чистые потоки» (16 в.); Цзюй Жань — «Пейзаж» (10 в.); Шэнь Чжоу — «Ученый муж на скале» (конец 15 в.); Дун Цичан — «Деревья и камни» (1611), «Горные вершины», «Вид горы Цинбянь в стиле Дун Юаня» (1617); Ми Фэй — «Горы в тумане» (начало 12 в.); Хунжэнь — «Пейзаж», «Сосна на скале» (17в.); Хуан Дин — «Горы зимой» (начало 18 в.); Шитао — «Приют в бамбуковой роще под скалами» (конец 17 в.); Гун Сянь — «Пейзаж» (1670); Фа Жочжэнь — «Горы в тумане» (середина 17 в.); Су Ши — «Бамбук и камень»
(11 в.); Гун Сянь — «Пейзаж» (17 в.); Ни Цзань — «Пейзаж» (14 в.); Хуан Гунван — «В горах Фучунь» (14 в.).

Как справедливо считает культуролог М.Е. Кравцова, первостепенное влияние на стародавних китайских художников дикой природы оказала именно даосская философия, в космографическим плане воспроизводящая сакральный центр — участок дикой природы с его атрибутами — горой, деревом и водой. Эта модель выступает архитепической для всех видов пейзажной живописи Древнего Китая. В ходе развития самой даосской традиции на архаико-мифологическое осмысление дикой природы наложились даосско-религиозное (горы как место обитания бессмертных и обретения бессмертия), даосско-философское (дикая природа как манифестация универсального Дао), натуралистическое (дикая природа как воплощение вечности и круговорота вещей) и эстетическое (дикая природа как олицетворение абсолютной красоты мира) восприятия (Кравцова, 2003). В результате китайская стародавняя школа художников дикой природы получила небывалую по своей глубине, сложности и силе философию дикой природы, изложенную в различных художественных трактатах.

Искусство Китая художники дикой природы Цветовые заливки, обводки, внешний облик, стили и эффекты
Позднеантичные авторы (Кассиадор, Боэций) делили искусства на свободные и сервильские (механические). Свободных семь - тривиум - риторика, диалектика, грамматика и квадривиум - геометрия, астрономия, арифметика и музыка.